Тест драйв олдтаймера Skoda Rapid

Весьма интересную вещь подметил я после того, как покинул салон современного технологичного автомобиля и оказался зажат в узкой «коробочке» старинного кабриолета с 74-летней правдой жизни. Я вдруг понял: тело возят в машинах-современниках, а душа летает на раритетах.

 

 

То, что у вышедшего недавно на наш рынок компактного лифтбэка Skoda Rapid существует «седоволосый» прадед, для меня не откровение: и в заводском музее посчастливилось побывать дважды, и с владельцами коллекционных экземпляров удалось побеседовать. Нынешняя встреча с живой историей Skoda оказалась не менее интересной. Хотя бы из тех соображений, что встречающая сторона подготовила для программы автопробега 2 открытых ретро-Rapid, покатушки на которых еще долго будут вспоминаться с мажорно-ностальгической ноткой.

Небольшой и очень уютный Литомышль, судя по всему, не избалован ревом моторов ретро-красавцев. Надо было видеть лица местной достопочтенной публики, когда вереница старинных, но ухоженных машин «нарезала» круги по центральной части родины знаменитого чешского композитора Б. Сметаны. Озабоченные повседневными буднями взрослые невольно облекались в приятный детский наив, а малыши тыкали в машины пухлыми ручонками, видно, горя желанием прокатиться вместе с нами, на их взгляд, счастливцами.

Кабриолет мне достался, если так можно выразиться, знаковый. Судите сами: год выпуска – 1940-й. В том же году на свет появился владелец автомобиля. И в придачу мощность мотора, равная 40 л.с. Вся эта магия цифр хозяина «Рапида» лишь забавляет. По натуре он – человек оптимистичный и жизнерадостный. При случае не прочь пропустить глоток местного пивка, и то, что после этого придется сесть за руль, его не сильно тревожит.

74-летний владелец раритета знает, как надо общаться со своим железным «коньком» и охотно делится этой спецификой со мной. Усаживаюсь в пружинное кресло и невольно вспоминаю бабушкин диван. Ощущения, скажу вам, из самых приятных и светлых. Даже несмотря на то, что машина открытая, кожаное сиденье издает специфичный запах, отсылая седоков в далекое детство.

Руль большой по диаметру и крутится с определенным усилием. К тому же, что интересно, он смонтирован справа. На узком перекрестке маленького провинциального городка любые «телодвижения», связанные с его вращением, — как хороший комплекс упражнений в фитнес-зале. Кажется, что вписаться со второстепенной дороги в узкий поворот на главную не реально. Так и норовит крикнуть современным коллегам по движению: «Ребята, уступите пенсионеру место, я же вас на 70 лет старше!». Но чехи – народ воспитанный, сами притормаживают, давая раритету право приоритетного проезда.

Разгоняться на старинном «Рапиде», скажу вам, непросто. Чтобы стрелка спидометра достигла цифры 70 км/ч, ехать приходится чуть ли не полминуты. Современный «Рапид» раза в три мобильнее. Да у последнего, признаться, и скоростей в коробке вдвое больше. Изогнутый, длиной чуть ли не в метр, рычаг КПП образца 1940-х венчается набалдашником, графика которого показывает, что для движения вперед предложены всего 3 передачи.

Может показаться, что с таким набором передаточных возможностей машина в принципе не способна удивить желанием ехать. Однако, первый же подъем в затяжную горку свидетельствует о неплохих тяговых настройках трансмиссии с синхронизатором. Несмотря на свои слабенькие 40 силенок, 1,6-литровый мотор откровенно неплохо тянет с низов, и потребности перехода на низшую ступень не возникает вплоть до выезда на вершину.

Переключаются передачи, конечно же, не в пример современным «Рапидам» — ни о какой мягкости и плавности речи быть не может. Зато процесс обходится без двойного выжима педали сцепления, что само по себе неплохо.

Все то время, пока движок работает, запах бензина стойко витает над машиной. Хозяин кабриолета говорит, что заливает в бак бензин Natural или, по нашему, АИ-95. Правда, смешивает его с маслом, чтобы не «угробить» старинную конструкцию. При этом средний расход горючего у нашего кабриолета не такой и огромный, как может показаться, – 10 л/100 км.

Как только ретро-Rapid делает очередную короткую остановку, хозяин глушит двигатель и мне рекомендует делать то же самое. Похоже, экономит, ибо стоимость топлива в Чехии высокая, и на частые заправки вряд ли хватит честно заработанной пенсии. Да и потом на холостых оборотах вибрация от мотора и рычага КПП такая, что стрелка спидометра то и дело норовит пуститься в пляс.  

Сам спидометр – воплощение святой простоты. Никакой избыточной информации типа температуры воздуха в районе стадиона «Маракана» здесь не увидишь. Шкала разграфирована до 130 км/ч, но живущий на этой грешной земле кабриолет так быстро не разгоняется. Хозяин машины говорит, что установленный им когда-то рекорд скорости – 110 км/ч.

Широкая центральная панель полностью деревянная. Справа от спидометра – кругляш датчика температуры охлаждающей жидкости, слева – замок зажигания. Чтобы завести машину, одного лишь поворота ключа недостаточно, надо еще нажать кнопку стартера. И сделать это придется ногой. Здесь невольно вспоминается служба в армии, когда аналогичным образом мы с друзьями-солдатами заводили хаки-грузовики, простоявшие на площадке «НЗ» добрых три десятка лет.

Над спидометром расположился тумблер, активирующий работу поворотников. Да, они не автоматические и не ламповые, а с ручным приводом. Повернул рукоятку налево — из боковины кузова вылезает оранжевый «плавник» — и всем сразу понятно, что автомобиль собирается делать левый поворот. Аналогичные действия и противоположном направлении.  

Тестовый кабриолет — 2-дверный. Двери «двуслойные» – из железа и дерева, к тому же, широкие, следовательно, тяжелые. Поэтому к кузову крепятся посредством 3 петель каждая. Багажник по современным меркам не слишком объемный, но кучу всевозможного барахла, как видно по снимку, вместить в себя способен.

Не кабриолетом единым…

Следует отметить, что Rapid I поколения предлагался не только в кабриолетном варианте. Базовым был 2-дверный закрытый автомобиль. Такой автомобиль традиционно для Skoda назывался Tudor (от two doors – «две двери»). Для покупки также был доступен 4-дверный седан, седан-кабриолет со съемной крышей, но цельными боковинами кузова и грузовой фургон.

Когда в 1938 году появилось II поколение Rapid, в числе дополнительных модификаций оказался санитарный универсал. Кроме того, в 1939-м собрали небольшую партию элегантных аэродинамических обтекаемых купе.

Премьера Rapid состоялась в 1935 году. Автомобиль имел колесную базу 2550 мм, был оснащен 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1,4 литра мощностью 31 л.с. при 3500 об/мин и в гамме моделей из Млада-Болеслава встал на ступень выше уже популярной и известной, причем не только в Чехословакии, но и за ее пределами, модели Popular.

Еще до войны в числе владельцев Rapid были люди, известные в Чехословакии и за ее пределами. Среди них: сенатор Франк Эрстнер, композитор Ярослав Янкович, гонщик и сын владельца автомобильного завода в Врхлаби Зденек Похл, а также знаменитый писатель Карел Чапек. Он и его жена – актриса, писатель и заядлая автомобилистка Ольга Шайфлюгова – путешествовали на Rapid по Европе.

Rapid выпускали небольшими партиями до 1942 года. Затем, в 1945-1947 г.г., собрали еще 21 автомобиль. Всего, начиная с 1935 года, изготовили около 6000 «Рапидов», из них – 1804 экз. Rapid OHV версии 1938 г.в. и всего 34 Rapid 2200.

Источник: 110km.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.