Как стремлением к мощности машины, экономией денег и невыходом из «зоны комфорта» мы отравляем себя

В больших европейских городах действует запрет на въезд в их центральную часть автомобилей, чей эко-класс ниже, чем современный Евро 6. Каждый автопроизводитель стремится похвастаться созданием электромобиля. Забота об окружающей среде из необходимости переросла в почти что модный бренд с нормативным подкреплением.

Что касается России, то тут пока все немного консервативнее. С одной стороны, можно сослаться на заинтересованность продавцов привычного топлива: устои не подрывать, и машины с ДВС оставить в большинстве, дабы прибыль была всегда. С другой стороны, не у всех граждан их собственная ментальность позволит пересесть на электрокар.

Впрочем, лёд тронулся. Скоро выйдет Zetta, а АвтоВАЗ имеет совместный проект с ГК «АТС», которые занимаются выпуском машин на биотопливе. Также идёт подготовка нескольких регламентов относительно контроля въезда машин на определенные территории, разрабатывается система выдачи экологических паспортов.

Но ведь большинство машин не подпадают под эко-класс. К тому же, не все регламентируется стандартами Евро 0-5. Как же подействовать так, чтобы ситуация с загрязнением действительно начала меняться, а стремление к сохранению экологии не оставалось пустой демагогией? Кажется, так просто: пусть все поменяют автомобили, пусть будут жесткие стандарты. В чем проблема? А вот в чем.

-1-

Старые машины

Согласно сведениям аналитического агентства «Автостат», в нашей стране 55,2% машин подпадают под стандарты от Евро 0 до Евро 3, то есть самые низкие. А если взять столичный регион, то эта цифра и вовсе будет равной 32,4%. Напомним, чем ниже Евро-класс, тем больше вредных веществ выбрасывает система автомобиля. Кроме того, более половины машин – причем как среди легковых, так и грузовых – имеют возраст более, чем 10 лет.

Старые автомобили на дороге

Общая численность автомобилей в стране (данные начала 2019 года) – 51,8 миллионов. Существенную часть представляет сегмент легковых авто – это 43,5%, и только 8% машин относится к лёгкому коммерческому, 7% – к грузовому транспорту.

-2-

Транспортная инфраструктура городов

Во многих городах она оставляет желать лучшего. Да, в последние годы ситуация в некоторых регионах начала меняться, появились современные пешеходные переходы, дорожки, светофоры, новые остановки общественного транспорта.

Инфраструктура городов и пробки

Однако создание единой светофорной сети пока не всегда возможно, новые дороги и развязки строятся не повсеместно, а растущее число машин создаёт проблему постоянных и длительных заторов, пробок, в которых работающие машинные движки порождают колоссальную загазованность.

Для вычисления выхлопных газов используется, как правило, коэффициент скорости. Так, при диапазоне скорости машины 0-25 км/ч обычный её выхлоп следует умножать на 1,1-1,35, а это уже совсем другие цифры. А теперь умножить это на число стоящих в пробке машин… Зимой все ещё хуже: машины греют перед поездкой, а это тоже существенная часть выхлопных газов.

-3-

Больше мощности, больше экономии

Есть такой метод – перепрошивка мотора. Точнее, в данном случае перепрограммируется электронный блок управления движком. Она позволяет увеличить мощь двигателя и при этом сократить потребление топлива. Казалось бы, какая прекрасная вещь. К тому же, услуга стала не очень дорогой (в пределах 10 тыс. руб.) и быстрой (в пределах часа, а то и вовсе минут 20).

Сейчас перепрошивку движка делают и владельцы больших внедорожников, и таксисты. Последних становится все больше благодаря адаптивным сервисами, и первоочередная задача современных извозчиков – заработать больше, потратить на топливо меньше, а уж забота об экологии точно не будет на первом месте.

Мощные автомобили

Получая такую перепрошивку, автолюбитель неизбежно понижает экологический класс своей машины. Но популярность процедуры продолжает расти, и ужесточение эко-норм никак на этом не сказывается. Хорошим подтверждением является срез запросов в поисковиках – вбиваний в строку слов о перепрошивке мотора становится все больше и больше (по данным Яндекс).

Перепрошивка никак не регулируется законодательно, на нее не нужно разрешение, так что машин с более низким экологическим классом намного больше, чем будет указано в статистике по числу проданых на территории страны автомобилей.

Конечно, существует технический осмотр, но он сейчас стал таким массовым и коммерческим, что контролировать экологичность транспорта посредством техосмотра пока не представляется возможным. Вероятно, российскому законодателю следует поразмышлять в этом направлении.

-4-

Отношение каждого

Можно бесконечно твердить о том, что начинать нужно с себя. Но в угоду собственной выгоде, желанию, зоне комфорта человек будет по-прежнему ездить на своем автомобильчике, продуцирующем немереное количество выхлопов. Приобрести электромобиль не потому, что это модно (а это ещё и дорого), а потому, что реально заботишься о планете – кто может?

Что делать?

За один день ситуация не поменяется.

Во-первых, контролировать количество загазованности на определенной территории могут граждане. Установив такой датчик (такие комплексные устройства становятся доступны), можно мониторить ситуацию, и, по крайней мере, знать, в какое время количество вредных веществ в определенном месте (например, дворе дома) достигает максимума, а когда воздух относительно свеж. Такая инициатива реализована в одном из дворов г.Тольятти.

Во-вторых, конечно, переходить на иное топливо. Да, наша суровая реальность (отсутствие «электрозаправок») пока не готова предложить владельцу электрического автомобиля удобства. Но и полностью хоронить эту идею не нужно. Возможно, дело времени. А российская ZETTA себя ещё покажет.

Что же касается общественного транспорта, то он вполне бы мог «жить» на электротяге. Жаль, что в некоторых городах в свое время думали иначе, и отказались от трамваев, а затем и от троллейбусов. Хотелось бы верить, что эта идея возродится, и появится что-то вроде электробасов.

Как альтернатива – автомобиль на природном газе. Это достаточно доступно и вполне удобно. Ряд российских автопроизводителей разрабатывает идею производства машин на метане. Почему бы и нет.

В-третьих, сделать технический осмотр контролируемым. Все это можно реализовать с помощью современных технологий. Например, посредством внедрения в систему автомобиля блокчейна. Его данные не изменить, и его нельзя «подкупить», чтобы он предоставил недостоверные сведения.

В-четвертых, можно использовать для привлечения внимания социальные сети и собственные действия. Сесть на велосипед и доехать до работы на нем, или в субботу отказаться от транспорта вовсе.

Конечно, очень бы помогло улучшение инфраструктуры дорог и развилок, тем самым понизив уровень заторов на дорогах и, как следствие, повышения загазованности.

Очень хочется верить, что пусть постепенно, но мы придем к положительной динамике в этой сфере, и позволим себе не только этим гордиться, но главное –  жить более качественно.

Источник: auto.vercity.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.