«Не столько театр провинциален, сколько жители города»: эксперт «Золотой маски» оценил постановки Кировского драмтеатра

Театральный критик Нияз Игламов посмотрел три премьерных спектакля Кировского драмтеатра, которые были поставлены в текущем 142-м сезоне. Член экспертного совета театрального фестиваля «Золотая маска», завлит Татарского театра имени Галиасгара Камала оценил нынешний репертуар и труппу Кировской драмы и перспективы развития театра.

О целях приезда

Нияз Игламов рассказал, что бывал в Театре на Спасской, когда там работал Борис Павлович, в Театре кукол, но с Драмтеатром познакомился впервые. Как эксперту «Золотой маски» и программному директору нескольких фестивалей ему было интересно посмотреть свежие спектакли этого сезона, чтобы «иметь в виду» некоторые постановки:

— Не всё мне, конечно, одинаково полюбилось, что-то проблемное, может быть, но самое главное открытие — то, что здесь такая сильная труппа в разных возрастных категориях. Есть молодёжь, есть среднее поколение, чего мало в российском театре. Самая уязвимая позиция — это мужчины от 45 до 60 лет. В 90-е годы была сложная жизнь, надо было семьи кормить, люди уходили из театра, и потом уже мало кто возвращался. Демографическая яма здесь сглажена. Конечно, по четырём просмотренным спектаклям рано давать всеобъемлющий анализ театра со 143-летней историей, но, с другой стороны, срез сезона я получил. Мне кажется, что очень интересный главный режиссёр [Евгений] Ланцов, который проявляет очень важные для меня черты именно главного режиссёра. но, к сожалению, этот театр пока не очень хорошо знают театральные люди в России, и надо это как-то менять.

О просмотренных спектаклях

В Драмтеатре эксперт оценил «Вишнёвый сад» по Чехову, «Марьино поле» по пьесе Богаева и «Уроки французского» по мотивам рассказов Распутина.

«Вишнёвый сад» он назвал «ещё достаточно сырым», но очень важным спектаклем, серьёзной работой, которая даёт стимул для актёрского потенциала:

— Он очень мощно тестирует труппу — насколько режиссёр может с этой труппой работать. Знаете, когда ставят современную драму или коммерческий репертуар, актёр всегда может сказать: ну, извините, это Куни, это Ярослава Пулинович. А здесь Чехов, тут не спрячешься и не скажешь — текст плохой.

По словам Игламова, в Драмтеатре нашли очень точную и правильную интонацию для пьесы «Марьино поле» — притчи-путешествия Олега Богаева в одном действии:

— Я много где её видел, больше 20 раз, но кировчанам удалось найти своё собственное, неповторимое звучание и очень точную интонацию, потому что пьеса такая гротесковая. Здесь и психологический гротеск, и фантасмагория, появляются персонажи, которых в реальной жизни быть не может. И как с этой фактурой работает режиссёр, актёры, очень важно. Тема антимилитаристская, очень важная сегодня в нашей стране. Я не могу смириться, когда пишут на «Мерседесах» или «Фольксвагенах» — «На Берлин» или «Можем повторить». Что мы можем повторить? По последним данным, 47 миллионов погибших. Мы можем повторить 47 миллионов погибших? Это какой-то ужас. Пьеса поднимает очень серьёзные смысловые пласты и будит эмоции.

При этом критик отметил, что не готов сейчас ответить, будет ли рекомендовать какие-то из увиденных спектаклей на фестивали:

— Я уже опытный отборщик. Раньше я просто тащил на какие-то фестивали то, что мне нравилось. Сейчас я уже больше думаю о драматургии фестивальной программы, о контексте — насколько тот или иной спектакль актуально прозвучит именно на этом фестивале.

О репертуаре Драмтеатра

По оценке Нияза Игламова, Кировский драмтеатр сейчас находится в «переходной фазе»: очень важно привести нового зрителя, не разрушив контакты со старым. Репертуар драмы он назвал достаточно сбалансированным, уточнив, что для полной оценки нужно смотреть работы. При этом эксперт добавил, что «театр должен думать не о приезжем критике, а о своём зрителе».

— Очень сложно сказать однозначно. С одной стороны, я противник всяких Куни (английский драматург и актёр — прим. ред.) в театре, с другой, я понимаю, что есть переходные периоды в жизни театра, когда компромиссный репертуар необходим. Даже тот же самый Куни — неплохой драматург, но надо понимать, что его нужно ставить не пошло, а быстро, легко, вкусно. Важен не количественный принцип, а соотношение. Репертуарный театр — это слоёный пирог, в нём есть всё: новогодка, бенефисный спектакль для великой актрисы Марии Павловны, современная пьеса, классика. Формирование репертуарной афиши — самое главное искусство в театре.

О финансовых трудностях

Эксперта «Золотой маски» в Кировской драме поразил низкий (катастрофически низкий, по его словам) уровень материально-технического обеспечения:

— Я не могу говорить об этом без боли. Вчера я смотрел «Вишнёвый сад», параллельно глядел на световое оборудование, и видел, что это повешено в 70 — 80-е годы, а после этого ничего не менялось. В таких условиях, мне кажется, не должен существовать театр. Тем более, театр — это лицо города, он может быть драйвером роста какой-то области. Мы понимаем, и это никак не унизительно, что Кировская область по экономическим показателям существенно отстаёт от других регионов. Туризм, фестивали, театральная жизнь может стать драйвером, потому что инвесторы сейчас смотрят на социалку, культуру, медицину. Это важные показатели, чтобы пришёл какой-то бизнес серьёзный в Кировскую область, важен климат, атмосфера, культурный досуг.

Также Игламов напомнил, что помимо реконструкции здания необходимы деньги на выпуск спектаклей, приглашённых художников по свету, композиторов, хореографов:

— Область должна иметь театр, который был бы послом культуры Кировской области. Мы часто не понимаем, что театр — проводник культуры региона. Время собирать камни, и театр здесь может выступить мощным фундаментом для развития самой области. Это действительно работает, я знаю несколько регионов, где теперь так.

О провинциальности

Проблему провинциальности Нияз Игламов видит в менталитете кировчан, а не в самом театре. Он считает, что изменения должны начинаться, в первую очередь, с жителей, с их желания проявлять инициативу.

— Пока [провинциальны], да. Но это общая проблема города, который немного в заснувшем состоянии пребывает. Я от многих кировчан слышал: мы маленький город, полмиллиона. Ребята, вы маленьких городов не видели. Например, театр Железногорска (закрытый город в Красноярском крае — прим. ред.), чтобы туда попасть, надо за месяц получить разрешение ФСБ, и там есть театр кукол. Они даже режиссёра себе не всегда могут привезти, потому что не всем можно — иностранцам, например, нельзя. Посёлок Мотыгино в том же Красноярском крае, там всё деревянное, попасть туда можно только зимой, по зимнику, на барже по реке, тяжело и муторно, но они живут. У меня есть ощущение, что у кировчан отношение к своему городу немножко пренебрежительное. Прописные, дурацкие истины, мне не нравится выступать в роли ментора, но это правда, начинать надо с любви к своему городу. Это не столько театр провинциален, сколько сам город, его жители, которые очень пренебрежительно относятся к своему городу, с этого начинается провинциальность мышления. Есть города, в которых в сто раз сложнее жить, и люди как-то справляются, и там есть театры.

Источник: kirov-portal.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.